|
"Час пик для природы"
| |
Более 40 учителей географии из различных регионов республики, слушатели проблемных курсов познакомились с опытом своих коллег-бирян по экологическому обучению и воспитанию учащихся. Каждый предметник избрал произвольную форму раскрытия накопленного опыта. Учитель географии средней школы №4 В.В.Киселев всегда ищет нетрадиционные формы урока и внеклассных мероприятий. На этот раз это был "Час пик" для природы нашего района.
– «Час пик» в Большой Советской Энциклопедии толкуется как кратковременное резкое увеличение объема работы, нагрузки предприятия, средств транспорта в определенные часы суток. Эта нагрузка непомерным грузом ложится на природу России, Башкирии и нашего района. Наступил час пик для окружающей нас среды, — посвящая в тему урока, сказал В.В.Киселев.
В подтверждение того, что природа нуждается в защите, он привел цифры, которые знакомы читателям по нашим публикациям. Все же некоторые позволю себе напомнить.
Из 250 соединений химикатов, сбрасываемых объединением «Салават нефтеоргсинтез» в реку Белую, улавливаются фильтрами – 17.
Один житель Республики Башкортостан пропускает через свои легкие один килограмм 500 граммов токсичных веществ.
Средний американец имеет в крови 3-5 единиц диоксина, средний с уфимец – 12.
Дополнил эту картину экологический отряд ЮНЭКО. В агитбригадовском духе ребята напомнили об уголках природы района, которые нуждаются в нашей помощи. Это и красавец Шамсутдин, берега которого отдыхающие засоряют мусором, а в окрестных лесах вместо птичьего пения всю ночь хрипят транзисторы. Это целебные источники и река Бирь.
— Человеку нужна родина, и охранять природу — значит охранять родину, — призывали члены экологического отряда.
В.В.Киселев рассказал коллегам о тесном сотрудничестве с нашей газетой, которая большое внимание уделяет вопросам экологии. Начинали мы с выпуска «Календаря природы». Сейчас актуальные темы охраны природы находят воплощение на страницах тематических полос «Природа и мы» и «Беседы об экологии».
Надо сказать, что гости проявили интерес к такой природоохранной деятельности и в перерыве обратились с вопросами к сотруднику газеты.
Тему «Часа пик» учителю помогали раскрыть заведующая экологическим центром РОНО О.С.Волочкова, заведующая дендрарием пединститута Т.Р.Ланшакова, главный охотовед лесхоза Е.М.Цегельник, начальник МПСРО В.П.Сулима. Все эти люди не только в силу служебных обязанностей занимаются охраной природы, а от большой любви и доброты к ней. Они не обидят ни деревце, ни цветочек, ни кустарник, не сломают напрасно ветку, не убьют зверя.
Ведущий этого необычного урока, учитель, задавал им вопросы:
— Как зародилась идея о создании в наше трудное время экологического центра? — спросил он у О.С.Волочковой.
— В прошлом году в нашем районе проходил первый экологический семинар, в котором участвовало около 150 детей. Результатом его работы стало создание экологического центра. Глава администрации района поддержал нашу идею, и нам выделили землю. Мы изучаем природу района, организуем экологические тропы. Наша работа началась с очистки территории около экоцентра, куда жители выбрасывают мусор, отходы. Я считаю, что разговор об экологии надо в первую очередь начинать с экологии души.
«Окинем же в который раз печальным, а может быть, и ностальгическим взором одемократившуюся, вернее, пожалуй, одичавшую Россию. Заброшенные новостройки... Огромные каверны в теле Коми или Башкортостана под нефте- и мусорохранилища...» – напомнил В.В.Киселев выдержки из газетной статьи («Победа», 26 сентября 1995 г.).
Вопрос к В.П.Сулиме:
— Неужели всё так мрачно?
— Вырос я на Украине, на оккупированной территории. И можете себе представить, как выглядела природа. Лес рассчитывался за все проделки человека. Наши родители воспитывали нас так, чтобы напрасно не обломить ветку. Потом поступил в техникум, который был организован еще земством в 1830 году. Мы очищали источники, ключи, овраги. Эта проблема человечества существовала и существует всегда. Много за свое время я посадил деревьев и кустарников в Бурново, по реке Бирь и бережно к ним отношусь. Хотелось, чтобы и юное поколение было небезразлично к сломанной ветке, сорванному цветку. Природа увядает, а с ней и человек. Генетический фонд нынче никудышный. Растения тоже не могут приспособиться к такой нагрузке.
— Вы пишете много об озерах, реках. Откуда такая к ним любовь?
— Вода является источником жизни. Поэтому надо бить тревогу о рациональном землепользовании. Когда я побывал в Саудовской Аравии, меня поразило отношение жителей к своей земле. Нас учили, что это отсталая страна. Но насколько же это не соответствует действительности. Там собирают такие урожаи пшеницы, что и нам продают. С детства приучают к труду, на улицах чистота и порядок. И это несмотря на огромное количество паломников.
Прелюдией к разговору с главным охотоведом Е.М.Цегельником послужил слайд-фильм, рассказывающий о красавцах-селезнях, о соловьях, о лебедях на озере Диком и о трагедии, которая здесь разыгралась — убийстве лебедушки. Да, не может быть озеро Диким, если на нем живут лебеди.
— Это озеро небольшое, — дополнил рассказ об озере Диком Е.М. Цегельник. — Восемь лет назад хотели здесь построить рыбное хозяйство. Но мы отстояли его. Да, в нашем районе оседают красавцы-лебеди, хотя нет возможностей для их гнездований. Птица эта большая, верная, гордая, образующая пару на всю жизнь.
За годы работы в лесном хозяйстве я обратил внимание на слабые экологические знания населения. Люди заражают среду, в которой сами живут. Далеко за примерами ходить не надо. Достаточно посмотреть, как мы выбрасываем мусор. Подобные примеры – на каждом шагу. Ненароком, сломили ветку, а ведь этим отобрали у дерева частичку жизни. Чем чище природа, тем быстрее и лучше размножаются животные. Хотелось, чтобы был у нас план преобразования природы. Каждый житель должен посадить и вырастить хотя бы одно дерево. Помню, в 1976 году Бирск благоухал нектаром лип. Это же прекрасно. Этим мы продлеваем свою жизнь.
— Экологическое мышление детей, а затем и взрослых зависит от личности учителя, — отметила заведующая дендрарием пединститута Т.Р.Ланшакова. Во время экскурсий по дендрарию помимо знакомства с его коллекцией я говорю о важности экологии души. И начинать ее формировать надо с детства, с родителей. В какой среде растет ребенок, таким он и будет. Раньше нас учили, что человек должен взять от природы все. Поэтому и выросли равнодушные к ней люди. На мой взгляд, экологическое воспитание должно быть поставлено на широкую ногу. Не последняя роль в этом принадлежит прессе. Неплохо, если и муниципальное телевидение обратится к этой теме.
Ученики на этом уроке были не пассивными слушателями. Они задавали много вопросов тем, кто участвовал в разговоре об окружающей природе, отметили минусы и плюсы в экологических проблемах родного края. К примеру, на их взгляд, положительно то, что лесхоз много выращивает хвойных деревьев, есть свои прекрасные места отдыха, спортивные лагеря, профилакторий, насчитывается восемь памятников природы. А к минусам ребята отнесли работу электромеханического завода, который отходы тяжелых металлов сбрасывает в воду, мясокомбината, сбрасывающего неочищенные стоки не в очистные сооружения, загрязнение туристами лесов.
А вот каким юные биряне видят будущее своего города:
-надо машины перевести на газовое топливо, чтобы они не загрязняли воздух;
-увеличить площадь лесопосадок;
-построить завод по выпуску минеральной воды;
-на реке Бирь построить санаторий и проложить маршрут для туристов;
-восстановить Емашевскую церковь, один из памятников района;
-заняться разведением кобылиц и получать кумыс.
Два часа пролетели незаметно. Разговор о природе закончился слайд-фильмом с прекрасными видами богатейшей флоры и фауны нашего района и республики.
На этот раз учитель В.В.Киселев превзошел самого себя. Тема подана, интересно, увлекательно, раскрыта глубоко и содержательно. Слова Антуана де Сент-Экзюпери как нельзя лучше завершили разговор:
«Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, оделся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету...»
В.ЧМЕЛЁВА, спецкор газеты «Победа»
на главную
от автора
о книге
содержание
обратная связь |